Главная Люди Святая, грешная, прекрасная: какой была настоящая княгиня Ольга

Святая, грешная, прекрасная: какой была настоящая княгиня Ольга

Святая, грешная, прекрасная: какой была настоящая княгиня Ольга

Княгиня Ольга, в крещении Елена. Церковь чтит память о ней 24 июля. Вместе с тем, летописи сообщают о том, что она могла быть хитрым и даже жестоким правителем. Многих и сегодня продолжает интересовать вопрос: какой была на самом деле княгиня Ольга?

Церковь чтит ее память как равноапостольной (особый лик святых) 24 июля по григорианскому календарю. Она известна, как одна из первых правителей Киевской Руси, принявших христианство.

Согласно летописям, «святая» также была известна, как умная и хитрая владычица, которая сумела самостоятельно управлять государством, после гибели мужа.

Более того, она оставалась регентшей при малолетним сыне и даже когда тот вырос правила страной – ему были интересней военные походы.

Речь идет о княгине Ольге – жене князя Игоря, матери князя Святослава, одной из самых известных женщин в нашей истории.

Версии о дате и месте рождения

Точная дата рождения будущей княгини неизвестна, поскольку об этом ничего не говорится в летописях. Версии существуют различные.

Согласно Степенной книге, которая была написана XVI веке, княгиня прожила 80 лет. Таким образом, согласно подсчетам, она родилась конце IX века. Однако, эта и подобные ей версии ставит под сомнение дата рождения ее первенца – Святослава – 938-943 гг. В таком случае роженице на тот момент был не меньше 45-50 лет, что выглядит довольно сомнительно.

Большинство историков придерживается мнения, что примерная дата рождения Ольги – 20 годы Х столетия.

«Повесть временных лет» утверждает, что Ольга родилась в селе Выбуты, недалеко от Пскова. Происхождение княгини также служит предметом дискуссий среди ученых. Так некоторые специалисты считают, что она происходит из варяжского (скандинавского) рода. Это, частично, может подтвердить происхождение ее имени – «славянизированному» варианту Ольга, Вольга отвечает древнескандинавское имя Хельга.

Существует мнение, что она все же имела славянское происхождение и звалась ранее Прекраса, а Ольгой ее нарек князь Олег – опекун ее мужа Игоря. Мнение это основано на Иоакимовской летописи, которая не вызывает доверие у историков.

В болгарской историографии распространена версия о болгарском происхождении Ольги. Это мнение, основано на сообщение «Нового Владимирского Летописца», рукописного сборника XVI века, обнаруженного архимандритом Леонидом, настоятелем Троице-Сергиевой лавры, в 1887 году. Он представляет собой поздний список «Повести временных лет».

Таким образом, вместо Плескова (который обрел позже свое нынешнее название Псков) опознается тогдашняя столица Болгарии – Плиска. Однако, эта гипотеза тоже вызывает сомнение и может быть просто ошибкой автора «Нового Владимирского Летописца», поскольку написание «Плесков» XVI веке вышло из употребления.

Замужество и правление 

Различные версии о дате, месте рождения и происхождении Ольги лишь рождают новые вопросы, но никак не вносят ясность. Впрочем, для многих известных личностей в истории – это вполне закономерная ситуация, когда реальные факты заменяются легендами. Это касается даже тех, кто жил не так давно, как княгиня Ольга.

Также существуют разночтения о том, когда она вышла замуж за князя Игоря. «Повесть временных лет» указывает на 903 год, когда княгине Ольге было 12 лет. Но как тогда быть с тем фактом, что их первый ребенок родился ближе к 942 году. Возможно монах Нестор внес эту дату позже, когда пытался свести историю в «Повести» в хронологический порядок.

Согласно «Повести», князя Игоря в 945 году убили древляне. Причиной этого стала неоднократное снимание дани с этого племени.

Здесь стоит отметить, что Ольга не растерялась и смогла взять власть над дружиной Игоря. Вероятно, княгине хватило харизмы и характера, чтобы воины покорились ей, как законной наследнице престола. Она была регентшей при своем малолетнем сыне Святославе.

Четыре мести 

Триумф Хмельницкого: как гетману отпустили все грехи и заочно обвенчали

Позже будущая «святая» четыре раза мстила за убийство своего мужа и покорила взбунтовавшееся племя.  

Древляне прислали к Ольге сватов с предложением «руки и сердца» от одного из убийц ее мужа – местного князя Мала. Сватов в ладье заживо зарыли в землю.

После этого она попросила древлян прислать еще послов от лучших из мужей, которые, вероятно, не заподозрили ничего не ладного и прислали еще «сватов». Этих несчастных княгиня велела заживо сжечь в бане, в которой они мылись.

Позже она самая приехала на землю древлян, чтобы справить тризну по мужу. И в третий раз древляне проявили необычайную недогадливость и приняли участие в тризне, которая сопровождалась распитием алкогольных напитков.

В 946 году княгиня Ольга вместе с войском пошла на древлян и победила их в бою. В итоге она возобновила здесь дани и налоги, после чего вернулась обратно в Киев. В «Повести» также рассказывает полулегендарная история о сожжении города Искоростень (ныне Коростень) при помощи голубей.

После расправы над древлянами княгиня Ольга стала фактическим правителем Руси, вплоть до совершеннолетия княжича Святослава и даже когда последний стал полноправным правителем – она руководила страной, когда ее «чадо» принимал участие в военных походах.

Правительница-христианка

Согласно тексту «Повести», в 955 году она приняла христианство в Константинополе. И летопись, и Житие указывает, что крестил ее сам византийский император Константин VII Багрянородный с патриархом Феофилактом.

Также эти тексты рассказывают очередную легенду, которая перекликается с библейской историей о царице Савской, которая покорила своей красотой царя Соломона.

Так, согласно преданию, византийский правитель «имел виды» на княгиню Ольгу, поскольку та покорила его своей красотой. Однако, она указала ему, что является язычницей и поэтому они не могут узаконить христианский брак.

Хитроумная княгиня согласилась креститься и попросила это сделать лично императора. В крещении она получила имя Елена. После того, как все было сделано и правитель Византии опять сделал попытку «подкатить» к чужестранке та отметила, что теперь их брак не возможен – ведь она его крестная дочь.

Есть версия, что княгиня Ольга приехала в Константинополь уже крещенной. Известно, что христианство понемногу «просачивалось» в эти земли. В частности, можно вспомнить о первых киевских князях-христианах Аскольде и Дире.

Во всяком случае в византийских источниках ничего не говорится о цели ее приезда.  Большинство источников утверждает, что она крестилась осенью 957 года. И крестили ее Роман II, сын и соправитель императора Константина VII, и патриарх Полиевкт.

Хотя летопись утверждает, что ее решение принять христианство было спонтанным, однако, скорей всего, Ольга взвешивала все «за» и «против» заранее. Известно, что князь Святослав отвергал «увещевания» матери относительно принятия христианства и даже гневался по этому поводу. Он считал, что его дружина будет смеяться над ним.

Умерла княгиня Ольга в 969 году и была похоронена по христианскому обряду. Внук Ольги, князь Владимир, в 1007 году перенес ее мощи в основанную им церковь Святой Богородицы.

Таковы главные вехи в жизни одной «из самых известных женщин» в истории Украины. Из крупиц исторических фактов складывается ее портрет – портрет живого человека со своими слабостями страстями.

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.