Главная ЧП и Криминал СЕТАМ — подозрительные схемы для «избранных»

СЕТАМ — подозрительные схемы для «избранных»

СЕТАМ — подозрительные схемы для «избранных»

Минюст хочет, чтобы сокровищами СЕТАМ могла воспользоваться только шайка «избранных».

Минюст хочет, чтобы сокровищами СЕТАМ мог воспользоваться только отряд избранных. Prozorro к этому не допустят.Начнем с #перемоги. В Украине уже несколько лет существует прекрасная система реализации конфискованного имущества под названием СЕТАМ. Она понятна, прозрачна, лишена монополии, демократична как Prozorro и выходит на Blockchain.

Все это — правда, если, конечно, верить представителям Минюста, которые в последние дни развернули большую pr-активность.

Проблема только в том, что вся эта активность началась с того, что и Антимонопольный комитет склоняется к тому, что СЕТАМ — монополист. И участники рынка говорят об абсолютной непрозрачности системы, и правоохранительные органы постоянно находят здесь коррупционные истории.

Собственно, все движения Минюста начались из-за того, что именно в эти дни решается, отодвинут ли от кормушки его монопольного монстра, или все останется так, как есть.

Поэтому попробуем описать, какими аргументами министерство защищает свое детище, и каким оно является в действительности. Сначала напомним несколько заголовков недавних новостей.

Подозрительные схемы «СЕТАМ»

Конфискованное на таможне или арестованное в результате различных споров имущество попадает в Государственную исполнительную службу Минюста (подозрение: СБУ занялось ручным распределением исполнительных производств в Минъюсте).

ГИС составляет этому имуществу оценку и отправляет на продажу через СЕТАМ, при этом воры заинтересованы чтобы ГИС оценило как можно дешевле ценное имущество (подозрение: Правоохранители подозревают сговор между работниками СЕТАМ и госисполнителями Минюста при продаже базы «Артек»).

Также воры заинтересованы, чтобы СЕТАМ продавал имущество еще дешевле, чем его оценка. СЕТАМ может это сделать, если на его торги не будут появляться участники, или их будут отклонять по каким-то причинам, например — из-за вмешательства в электронную систему (подозрение: Полиция расследует, как кум главы исполнительной службы Mинюста по-дешевке скупился в «СЕТАМ» Минюста).

Тогда можно объявлять следующие торги с уменьшенной стартовой ценой. И так — несколько раз (таким образом офис в центре Киева можно купить по $400 за квадратный метр).

Торговцев, чье участие нежелательно на отдельных аукционах, приучают к послушанию такими тонкими инструментами как несвоевременный возврат гарантийных взносов, которые они предоставляли СЕТАМ для участия в аукционе и которые должны получить обратно в случае невыигрыша на аукционе (см. Отчет АМКУ по результатам исследования рынка реализации арестованного имущества путем проведения электронных торгов от 2016 года).

Для описания этой несложной, но очень прибыльной схемы с рентабельностью в сотни процентов мы использовали официальные документы и данные о существующих уголовные производствах, а не предположения или гипотезы журналистов.

И именно эту схему на основе собственных представлений о лучшем мире отстаивают в публичном пространстве представители Минюста под руководством Павла Петренко (За год пребывания Петренко министром его племянница обзавелась квартирами и авто на 7 миллионов гривен, под присмотром Андрея Довбенко («Новые лидеры» на старых кассах Минюста)и при попустительстве правительства (Гройсман цементирует монополию СЕТАМ Петренко-Довбенко на продажу арестованного имущества).

Так что давайте разберемся с мифологией, которую насаждают минюстовцы, чтобы обезопасить свою монополию от АМКУ.

Агентская программа — это #перемога?

«Внедрение агентской программы направлено на улучшение результатов реализации имущества, привлечение широкого круга клиентов, и, в результате, увеличение поступлений в государственный бюджет», — заявил директор СЕТАМ Виктор Вишнёв в 2016 году.

Агентская программа — на самом деле

Тот же Виктор Вишнёв собственноручно развеял все опасения преступников о том, что агентская программа навредит монополии:

«Никакой передачи прав на реализацию имущества не будет происходить. „СЕТАМ“ будет только использовать частные площадки для проведения торгов параллельно с аукционами на собственном сайте».

В конце концов это подтвердил директор Ассоциации «Биржевые электронные площадки» Олег Падалка, который выступает против минюстовской монополии:

«Суть агентской программы СЕТАМ сводится к размещению баннеров госпредприятия на сайтах сторонних площадок. Это только генерация трафика для СЕТАМ, а такие баннеры можно разместить на любом сайте, не обязательно, что он принадлежит площадке. Неизвестны случаи подключения хотя бы одной украинской площадки к программе СЕТАМ, хотя многие из них успешно работают с ProZorro».

Партнерская программа — это #перемога?

«СЕТАМ становится двухуровневой системой. Любая площадка (биржа, интернет-магазин, портал объявлений), подключенный к системе, осуществляет он-лайн обмен информацией с Центральной базой данных с помощью API и имеет равные — конкурентные права с другими площадками по вступлению новых клиентов. То есть покупатель на площадке-партнере будетвидеть товары, пользователи будут регистрироваться через партнерскую площадку, подавать заявки. И если пользователь, пришедший через партнера, выигрывает в торгах и рассчитается за имущество — партнер получает вознаграждение. Вознаграждение партнеров составит 20% от вознаграждения продавца (то есть 1% от стоимости лота)» — продолжил Вишнёв в своей колонке описывать развитие #покращень.

Партнерская программа — на самом деле

«Партнерская программа представляет собой продвинутую версию агентской. По предоставленному СЕТАМ API-протоколу площадка формирует пул данных о клиенте и отправляет его госпредприятию. А сами торги все равно будут происходить в системе госпредприятия. За такие услуги СЕТАМ готов отдать площадке 20% всех комиссионных. Договор, который СЕТАМ предлагает подписать клиентам его партнерской программы, предусматривает, что последний будет предоставлять услуги не участникам аукциона, а самому СЕТАМ, причем по привлечению клиентов.

Уже только этот пункт проекта договора противоречит их заявлениям об открытии доступа к торгам арестованным имуществом всем участникам рынка. Ведь по сути, посторонним площадкам отводится роль привлечения клиентов для СЕТАМ. Я уже не говорю о том, что такая схема вызывает много вопросов у участника аукциона: почему он регистрируется на торги на одной площадке, а счет выставляют на другую », — продолжил дезавуировать мифы Падалка.

В конце концов Вишнёв сам подтвердил, что никакого разнообразия аукционных площадок даже не планируется:

«Арестованное имущество, как и раньше, будет продаваться на площадке ГП „СЕТАМ“, но все площадки „Прозорро.Продажі“ смогут как партнеры присоединиться с помощью открытого кода, чтобы также продавать это имущество и получить вознаграждение в соответствии с постановлением Кабмина в размере 1% стоимости, если клиент пришел с партнерского сайта».

«Дорожная карта» повысит уровень качества проведения электронных торгов?

Буквально накануне последнего заседания АМКУ 20 июня, когда Минюсту должны были выставить антимонопольные обязательства, апологеты монополии придумали «дорожную карту».

Минюст, СЕТАМ, при-правительственная общественная организация «Разом проти корупції» и Минэкономики в лице Максима Нефедова подписали этот меморандум, который определил ряд шагов:

Каждый день действия «Дорожной карты» — это еще день работы «кассиров»

Как видите, все эти шаги позволяют сохранить на год вперед существующую монополию, а главное — ни один из них не нацелен на создание конкуренции. Только гламуризация нынешних схем.

Вместе с тем, предъявление этой «дорожной карты» на заседании АМКУ 21 июня дало повод Минюсту перенести наказание еще на пару недель. А за эту пару недель в Минюсте придумали как сбить государственного уполномоченного АМКУ Агию Загребельскую с этого расследования. У нее заподозрили конфликт интересов, потому что она до Антимонопольного комитета в 2014 году работала в Государственной исполнительной службе, которая поставляет арестованный товар для продажи на СЕТАИ.

И вот только этот один факт — бывшая работа в ГИС — по мнению Минюста создает в голове Загребельской «частный конфликт интересов». Хотя в чем он может состоять и как выглядит — никто не знает (НАПК после обвинения детектива НАБУ в конфликте интересов берется за члена АМКУ, расследующей монополию Минюста). Если Минюсту удастся получить в ближайшие дни необходимо решение НАПК, то на заседании АМКУ председатель Комитета сможет инициировать отстранение Загребельской и передачу расследования другому — более лояльному госуполномоченному, который и закроет это дело, учитывая «дорожную карту» и положительной пиар монополии.

СЕТАМ на Blockchain?

Система электронных торгов арестованным имуществом в прошлом году начала брендуватись по-новому. Аббревиатуру СЕТАМ оставили госпредприятию, которое организует все, а систему назвали OpenMarket. Более того, представители Минюста заявили, что «СЕТАМ стал первым аукционом в мире, который ввел технологию блокчейн».

Настоящим блокчейном на СЕТАМ и не пахло

Блокчейн является основой криптовалюты (биткоины и т. п.). В самом общем смысле блокчейн можно сделать из сети компьютеров, которые постоянно сигнализируют друг другу об изменениях в общей базе данных. Что-то изменили на одном компьютере — это сразу видно на других. То есть если бы OpenMarket был сетью, в которую были бы вовлечены конкурирующие площадки, заинтересованные следить за махинациями, то да — это можно было бы назвать модным словом «blockchain»

А чьи компьютеры в минюстовском блокчейне? Петренко и Довбенко с Пинкасом и Иванчуком? Друг другу не доверяют, потому должны контролировать потоки? Ну, разве что так…

СЕТАМ против схем Януковича?

Также накануне финальных решений АМКУ минюстовцы выбрали выигрышный фон для любой постмайданной структуры — преступные времена предшественников. На пресс-конференции 19 июня с названием «СЕТАМ: как сломать схемы окружения Януковича и стать эффективным антикоррупционным ИТ-продуктом в госсекторе» прозвучали следующие тезисы.

До внедрения реформы рынок фактически контролировало узкий круг компаний, приближенных к бывшей власти — «Нива В.Ш.», ПП «Спеціалізоване підприємство «Юстиція», ТОВ «Укрспецторг Групп», которые являются фигурантами журналистских и уголовных расследований. Информация о ценах, лотах, датах торгов была достаточно закрытой. В результате уровень конкуренции был недостаточным, что приводило к значительным потерям бюджета. Схемы, которые использовали спецфирмы: кража имущества, схемы уценки, схемы сговора, «карусели», недоносительство и нерегистрация участников.

В результате имущество на торгах дорожало всего на 0,5% (сейчас 12,2%). В 97% имущество не продавалось с первого раза. А с другого шла уценка 50%. Сейчас 65% имущества продается с первого же раза, без уценки. Такая неэффективная работа продавцов дорого стоила государству. Потому вознаграждение составляло 14,3% от стоимости имущества. Сейчас — всего 5%. «В целом убытки госбюджета от деятельности спецфирм можно оценить в 67% от общей стоимости проданного имущества, то есть более чем 1 млрд грн», — добавил Виктор Вишнёв.

Схемы Януковича против СЕТАМ

Как уже говорилось в самом начале, схемы СЕТАМ также являются объектом разработок правоохранительных органов, так что никакого эксклюзива у схематозников Януковича здесь нет.

Напомним также, что после Майдана новый министр Павел Петренко был заинтересован в сохранении старой схемы, но с обновленным составом бенефициаров. В мае 2014 года Минюст провел конкурс на право проведения торгов конфискованным имуществом. Среди его победителей оказались не только «реинкарнации януковичевских фаворитов), но и компания «Лік торг», зарегистрированная на адресе адвокатской компании «МЛГруп» самого Павла Петренко (у этой адвокатской фирмы Петренко до сих пор арендует машину).

И только в результате публичного скандала Минюст переключился на внедрение СЕТАМ, который к тому же разрабатывался как технология именно во времена Януковича.

И еще один интересный пробел. Минюстовцы на пресс-конференции упорно оперировали процентами для сравнения с временами Януковича. Однако крутой показатель так и не озвучили. И найти его открытых в источниках не удалось и «Нашим грошам». Речь идет об «Информации о реализации торговыми организациями арестованного государственными исполнителями имущества». Простым языком — сколько денег принесла торговля арестованным имуществом при Януковиче?

Данные о реализации арестованного имущества в постмайданные времена яесть на самом СЕТАМ:

 

Год 2014 2015 2016 2017 полугодие 2018
Сумма продажи, грн. 612 240 997 1 086 664 948 1 187 463 546 1 347 744 951 757 785 495

Но согласитесь, что для понимания эффективности нужно знать, что было до этого. Нам удалось с помощью источника выяснить, что в 2012 году все эти преступные спецфирмы реализовали имущества на 3 209 157 110 грн., в 2013 году — на 2 238 180 252 грн. Резкое падение в последний год президентства Януковича источники связывают с тогдашней заменой министра юстиции Александра Лавриновича на Елену Лукаш и связанной с этим приостановкой всех схем «до выяснения всех цифр и обстоятельств».

А теперь учтем с этими цифрами такое печальное обстоятельство как девальвация гривны после нападения России на Украину, и получим следующую картину:

Подчеркиваем: мы ни в коем случае не считаем, что СЕТАМ ухудшил ситуацию с коррупционным схематозом. Но как видно из открытых уголовных производств — возможность для схем осталась. И ею пользуются.

Хранение аукционных товаров надо оставить СЕТАМ?

«Частные торговцы получают огромное количество дополнительных товаров на продажу. Причем, на заказ, доставку, хранение и охрану этих товаров торговцы не тратятся. В 2017 году, например, получив вознаграждение, частные площадки заработали 16 млн грн. В 2018 эта сумма может достичь 20 млн грн.», — говорит Вишнёв.

Хранение товаров в СЕТАМ — это коррупционный риск

«Такая схема не снимает коррупционных рисков. В отличие от ProZorro, по этой системе СЕТАМ является и хранителем имущества, и владельцем базы данных, и может привлекать участников. Он получает на свой счет суммы гарантийных взносов, дает ему полную информацию об участниках торгов. Это недопустимо — такие данные не должны быть достоянием площадки, которая имеет возможность привлекать покупателей-конкурентов», — считает Падалка.

Простым языком это означает, что:

  • аукционы продолжают проводиться на площадке СЕТАМ
  • партнеры и агенты только заманивают покупателей на аукционы СЕТАМ
  • контроль за партнерами сохраняется, потому что деньги за услуги они будут получать от СЕТАМ, а не от клиентов.

Таким образом, для участников аукционов фактически ничего не меняется и минюстовская монополия сохраняется.
Почему монополия ГП «СЕТАМ» является настолько ценной для «смотрящих» за юстицией?

На первый взгляд, основным источником обогащения для ГП «СЕТАМ» и его кураторов может быть возможность организовать адресные аукционы. Яркий пример — попытка продажи Рокитнянского сахарного завода, которая провалилась исключительно из-за резонанса, вызванного журналистами канала 24 и HUBS. Об адресных торгах как ключевом механизме наполнения «кассы» говорят и задержания сотрудников ГП «СЕТАМ» на сговоре с государственными исполнителями, и смешные цены на недвижимость в центре Киева для «своих».

Но есть и другая «игла», которую Минюст и СЕТАМ хранят в «яйце» подальше от людских глаз. Это получение и расходование госпредприятием средств за хранение арестованного имущества, а также вопросы самостоятельности исполнителей в выборе того, кто будет хранителем арестованного имущества, а значит, заработает на этой услуге. На кону — десятки миллионов гривен.

Самостоятельность исполнителей в выборе хранителя — заложена в Законе. Министерство юстиции ее ликвидировало: единственным организатором продажи и хранителем определено ГП «СЕТАМ». Исполнитель не имеет выбора. И вот для чего его лишили такого выбора.

Стоимость услуг по хранению арестованного имущества должна была определяться по сложному алгоритму, через, в частности, проведение публичных закупок Министерством юстиции или его главными теруправлениями. Однако вместо прозрачных закупок на уровне министерства, которые бы позволили установить справедливый размер расходов на хранение арестованного имущества, министерство просто установило вознаграждение организатора ГП «СЕТАМ» в размере 5%. Какая-то часть из этих 5% являются расходами на хранение. Но какая?

Если хранению подлежит дорогой автомобиль — его нужно транспортировать на специальную стоянку и платить за охрану. А если арестована квартира, в которой на время выполнения исполнительного производства остается проживать должник, или квартира передается во временное пользование взыскателю — разве осуществляется хранение этой квартиры? Очевидно, что нет. Но деньги за такое хранение — ложатся на счет ГП. На основаниях, соответствие которых Закону вызывают сомнения. Это и есть рента монополиста, которую защищает министерство юстиции, отказываясь устранять препятствия для конкуренции на рынке арестованного имущества. С этой ренты можно организовать, например, бесплатную раздачу арестованного имущества, как красивый пиар-проект для известной политической силы, продолжая творить «алхимию» адресных торгов по действительно стоящим объектам.

Нам известно, что в АМКУ были поданы материалы, которые могут свидетельствовать о получении ГП «СЕТАМ» неправомерного дохода в сумме, измеряемой десятками миллионов гривен. Подробные расчеты будут возможны только в рамках уголовного производства, если у соответствующих органов хватит силы взять Минюст и «СЕТАМ» за яйцо с иглой.

Оставьте комментарий

Your email address will not be published.